Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 20.04.2024, 13:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Педагог [4]
Воспитатель [4]
Методист [4]
Творческая группа [0]
Образовательное учреждение [0]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Нормативно-правовые документы

    Главная » Файлы » VI муниципальный конкурс инновационных продуктов » Педагог

    Малина Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ №1 р.п.Степное
    [ Скачать с сервера (1.22 Mb) ] 28.12.2016, 08:54

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»

     1.1 Область применения программы

    Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной общей образовательной программы в соответствии с ФГОС

    Культура речи – языковая дисциплина, которая изучает основные нормы литературного языка. Она играет существенную роль в системе подготовки современного школьника. Предлагаемый факультатив, являясь повторением и обобщением знаний по русскому языку и литературе, одновременно нацелен на развитие и активизацию лингвистического мышления у учащихся. Коммуникативная функция становится основополагающей, и именно на ней базируются все представления о функционировании нормативных вариантов в разных сферах человеческой деятельности. Основной задачей культуры речи является сохранение литературного языка, поскольку он в языковом плане объединяет нацию. Литературный язык – высшая форма национального языка; он является основой культуры речи. Речевая культура – показатель общей грамотности специалиста любого профиля. Повышение речевой культуры нации – повышение культуры вообще. Современная жизнь требует, чтобы человек говорил правильно, доступно, точно формулировал свои мысли. Наше время – время науки и техники, знания о языке помогут людям в их борьбе за действенное слово, за речевую культуру общественного производства. В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования, причем все сознают, что цель школьного курса – изучение языка и развитие речи. Однако на практике развитие речи по-прежнему понимается традиционно узко – как обучение изложениям и сочинениям. Не видя конечной цели, учитель осуществляет эту работу по старинке, без осознания компонентов методической системы развития речи. В средней школе учениками изучаются и усваиваются орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительныйобъѐм материала о языковых нормах либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Данный внеучебный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь. Коммуникативные функции языка помогут найти наиболее полную реализацию учащихся в жизни нашего общества

    Выбор содержания программы мотивирован тем, что она

    - соответствует социальному заказу обучающихся и родителей в связи с подготовкой к ЕГЭ;

    - построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

    - поддерживает и развивает у учащихся мотивацию к изучению русского языка;

    - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

    - обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

    - сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

    Принципы программы:

    Актуальность.

    Проблема культуры общения стоит достаточно остро на сегодняшний день. Молодое поколение должно осознавать, что грамотное владение речью – это показатель общей культуры человека, его развития. Поэтому овладение русским языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих.

    Научность.

    Культура речи – лингвистическая дисциплина. Культура речи – умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее выразительное, т. е. стилистически оправданное.

    Доступность.

    Курс культуры речи связан с современным русским языком, являющимся базой для изучения норм литературного языка на всех его уровнях.

    Системность.

    Курс строится от частных вопросов (особенности образования определённых форм слов) к общим (качество идеальной речи).

    Преемственность.

    Соответствует и дополняет школьный курс русского языка и литературы.

    Практическая направленность. Содержание курса направлено на освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.

    Обеспечение мотивации.

    Развитие культуры речи, творческой деятельности.

    Структура документа

    Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу.

    Предлагаемая программа внеучебного курса развивает содержание базисного курса русского языка и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ, тестирования по этому предмету на повышенном и высоком уровне.

    В программе рассматриваются различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этический), говорится об организации эффективной речевой коммуникации.

    Формы контроля: исследовательская работа, выступление на конференции, творческий проект, презентация исследовательской деятельности.

    1.2 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    Цель курса:

    – формирование и воспитание современной языковой коммуникативной личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, способной к конкурентности в высокоразвитом мире.

    Задачи курса:

    - выработать у учащихся языковое чутье;

    - дополнить и расширить стандартные знания по культуре речи;

    - совершенствовать речевую практику;

    - совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях общения.

    - пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию.

    1.3  Требования к уровню освоения содержания дисциплины

    После изучения дисциплины обучаемый должен:

    Знать:

     - знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации;

    - основы культуры речи;

    - различные нормы литературного языка с его вариантами.

    Уметь:

     - ориентироваться в различных языковых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;

     - владеть жанрами устной речи и письменной речи;

    - соблюдать правила речевого этикета.

    Представленная программа рассчитана на учащихся 5-ых классов  (1 ч. в неделю (35ч.))

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  ВНЕУЧЕБНОГО КУРСА

    Раздел I  Введение – 7 часов

    Понятие культуры речи. Понятия о нормах литературного языка. Виды норм литературного языка. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Фонетические нормы выразительности речи. Лексические нормы

    Раздел II Речевой этикет- 7 часов

    Правила речевого этикета. Речевая ситуация. Чистота речи. Формулы речевого этикета. Нарушение речевых норм. Роль интонации в речевом обращении. «Не верь своим речам, а верь своим очам». Роль мимики, жестов у людей разной национальности. «Говорить не устать, было б что сказать». Точность, ясность и простота речи

    Раздел III Сленг в школьной речи- 16 часов

    Понятие сленга. Классификация сленга. Функции сленга. Профессионализмы. Профессионализмы в речи. Слова-паразиты. Слова-паразиты- в речи школьников. Сквернословие. Сквернословие в речи школьников. Вульгаризмы. Сфера употребления вульгаризмов. Школьный сленг 19 века. Школьный сленг 20 века. Современный школьный сленг. Источники пополнения сленга. Толковый словарь «Школьный сленг»

    Раздел IV Говорите правильно – 5 часов

    Роскошь человеческого общения. Подготовка к конференции. Конференция «Как слово наше отзовется!»

    2.1 Тематический план и содержание внеучебного курса «Культура речевого общения»

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала

    Количество часов

    Раздел I  Введение

     

    7

    1. Понятие культуры речи

    Понятие культуры речи

    1

    1. Понятия о нормах литературного языка

    Определение языковой нормы

    1

    1. Виды норм литературного языка

    Типы норм литературного языка

    1

    1. Орфоэпические нормы

    Произносительные нормы устной речи

    1

    1. Грамматические нормы

    Правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций

    1

    1. Фонетические нормы выразительности речи

    Нормы произношения звуков современного русского литературного языка

    1

    1. Лексические нормы

    Правила применения слов в речи

    1

    Раздел II Речевой этикет

     

    7

    1. Правила речевого этикета

    Специфичные правила речевого поведения

    1

    1. Речевая ситуация. Чистота речи

    Речевое взаимодействие между коммуникантами

    1

    1. Формулы речевого этикета

    Определённые слова, фразы или выражения, постоянно используемые в разговоре

    1

    1. Нарушение речевых норм

    Виды речевых нарушений

    1

    1. Роль интонации в речевом обращении

    Особая роль интонации в общении

    1

    1. «Не верь своим речам, а верь своим очам». Роль мимики, жестов у людей разной национальности

    Вербальные и невербальные средства общения

    1

    1. «Говорить не устать, было б что сказать». Точность, ясность и простота речи

    Причины неясности высказывания

    1

    Раздел III Сленг в школьной речи

     

    16

    1. Понятие сленга

    Разновидность нелитературной  речи

    1

    1. Классификация сленга

    Виды нелитературной лексики

    1

    1. Функции сленга

    Функции сленга

    1

    1. Профессионализмы

    Слова, используемые группами людей, объединенных определенной профессией

    1

    1. Профессионализмы в речи

    Профессионализмы в речи моих родителей

    1

    1. Слова-паразиты

    Лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «как бы», «это самое», «короче», «на самом деле», «собственно», «ну..», «так сказать»

    1

    1. Слова-паразиты- в речи школьников

    Влияние  слов-паразитов на восприятие речи собеседника

    1

    1. Сквернословие

    Использование в речи скверных (неприличных, плохих слов)

    1

    1. Сквернословие в речи школьников

    Сквернословие -  «слова», воздействующие не на интеллект человека, а на чувственную часть души

    1

    1. Вульгаризмы

    Слова и выражения, свойственные фамильярной или грубой речи

    1

    1. Сфера употребления вульгаризмов

    Использование вульгаризмов в устной речи

    1

    1. Школьный сленг 19 века

    Лицеисты времен Пушкина

    1

    1. Школьный сленг 20 века

    Иностранные слова в 20 веке

    1

    1. Современный школьный сленг

    Компьютерный язык

    1

    1. Источники пополнения сленга

    Источники пополнения  современного школьного сленга

    1

    1. Толковый словарь «Школьный сленг»

    Составление толкового словаря «Школьный сленг»

    1

    Раздел IV Говорите правильно

     

    5

    1. Роскошь человеческого общения

    Культура человеческого общения

    1

    1. Подготовка к конференции

    Сбор материала к конференции

    1

    1. Подготовка к конференции

    Систематизация материала к конференции

    1

    1. Конференция «Как слово наше отзовется!»

    Проведение конференции

    1

    1. Конференция «Как слово наше отзовется!»

    Проведение конференции

    1

    Итого

     

    35

    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУЧЕБНОГО КУРСА «Культура речевого общения»

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

     Реализация программы курса требует наличия учебного кабинета русского языка.

    Оборудование учебного кабинета:

     - посадочные места по количеству обучающихся;

     - рабочее место преподавателя;

     - комплект наглядных пособий.

    Технические средства обучения:

    - аудио- и видеосредства;

     - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

     3.2. Информационное обеспечение обучения

     Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники:

    Для учителя:

    1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений.- М., Изд. Центр «Академия», 2009.

    2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы. Уч. пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений.- М., Изд. Центр «Академия», 2008.

     3. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Уч. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.

    4. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    5. Рабочая программа «Русский язык и культура речи». Составители Сдобников В.И., Глущенко М.В.

    http://mmu24.ru/data/Documents/Rabochie_programmi/2/Rab_prog_russ_yazik_i_kult_rechi.pdf

    http://hds.pravostok.ru/uploaded/doc/UMK/Russkiy_yazik_i_kultura_rechi.pdf

    Для учащихся

    1.Горшков А. И. Русская словесность. От слова к сло­весности. - М., 1995.

    2.Введенская Л. А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 4-е изд., – Ростов, 2002.

    3.Скворцов Л. И. Экономия слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

    Смирнова Л. Г. «Культура русской речи». – М., «Русское слово», 2009.

    4.Лингвистические словари и справочники (любое издание)

    5.«Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской) (любое издание)

     

    Интернет-ресурсы:

    1. http://www.gramota.ru

    2. http://www.slovari.ru

     3. http://www.sokr.ru

     4. http://www.megakm.ru/ojigov

     5. http://www.redactor.ru

    6. http://www.ruscenter.ru

    7. http://www.ipmce.su/~igor/osn prav.html

    8. http://www.hi-edu.ru

    9. http://cultrechi.narod.ru

    10 http://www.ru/rhetoric

    Дополнительные источники:

     1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Уч. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.

     2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов н/Д, 2009.

    3. Измайлова Л.В. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д, 2008.

    4. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. – М., 2008.

     5. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие. – М., 2006.

     6. Русский язык: Учебник для сред. спец. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Максимова. – М., 2009.

    7. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. – Саратов: ОАО Издательство «Лицей», 2001.

    8. Шумарин С.И., Шумарина М.Р. Виды лингвистического разбора: Учебное пособие для студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 2-е, испр. и доп. – Балашов, 2009. – 96 с

    . 9. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 — 11 классы. - М., Изд. «Просвещение», 2009.

     10. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык. Пособие для средних специальных учебных заведений. - М., 2003.

    11. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи. - М.: Оникс 21 век, 2009. 12. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите правильно. - М.: Айрис-Пресс, 2009. 13. Скворцов Л.И. Школьный словарь трудностей по культуре речи. — М.: Дрофа, 2010

    4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

    Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

    - Определять и высказывать  общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    - Определять и формулировать цель деятельности   с помощью преподавателя;

    - Проговаривать последовательность действий;

    - Учиться высказывать своё предположение о возможном варианте решения проблемного задания;

    - Учиться оценивать результат, выполненного задания;

    -Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

    Познавательные УУД:

    - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

    - Делать предварительный отбор источников информации;

    - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от преподавателя;

    - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;

    - Грамотно формулировать и оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

    - Совместно договариваться о правилах общения  на занятии.

    - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

    - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

    - выделять существенные признаки предметов;

    - обобщать, делать несложные выводы;

    - определять последовательность событий;

    - давать определения тем или иным понятиям;

    - выявлять функциональные отношения между понятиями;

    - выявлять закономерности и проводить аналогии.  

    Категория: Педагог | Добавил: rrr0901
    Просмотров: 700 | Загрузок: 38 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]