Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 25.04.2024, 23:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Визитка [8]
Эссе [8]
Урок [8]
Семинар [8]
Классный час [8]
Мастер-класс [8]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0

    Нормативно-правовые документы

    Главная » Файлы » Учитель года-2019 » Семинар

    «Дойти до сути…», или создание условий с целью формирования навыка осознанного чтения
    [ Скачать с сервера (26.6 Kb) ] 27.12.2018, 11:41

    «Читать – это еще ничего не значит;

    что читать и как понимать читаемое –

    вот в чем главное дело»

    К.Д. Ушинский

    По наблюдению школьных учителей, большинство трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники сегодня, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Прочитав задание к упражнению по русскому языку, условие к задаче, художественный текст, обучающиеся не могут с первого раза понять их содержание, так как не владеют навыками осознанного чтения.

    В сложившейся ситуации отрицательными факторами, влияющими на объем и качество чтения младших школьников, являются следующие:

    -во-первых, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём стали занимать телевидение и компьютер, которые не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Привыкая к аудиовизуальным средствам хранения и передачи информации, детям трудно воспринимать печатный текст;

    -во-вторых, поступая в первый класс, младшие школьники отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем;

    -в-третьих, в современных семьях практически нет детских библиотек, родители не читают вместе с детьми.

    Перечисленные факторы затрудняют процесс формирования осознанности чтения у младших школьников. Поэтому стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, а именно: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

    Нельзя забывать, что осознанное чтение – это «подушка безопасности» ребенка, которая в дальнейшем станет гарантом его образовательного успеха: чем старше становятся ученик, тем сложнее и объёмнее тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия, и, следовательно, начинать работу по формированию осознанного навыка чтения необходимо именно с начальных классов, а значит, именно нам, учителям начальных классов, необходимо приложить все усилия для этого.

    Наверное, мы много раз слышали такую фразу: на экзамене прочитал задание, решил, а пришел домой и понял, что сделал неверно! И это касается не только учеников 9, 11 классов. Наши младшие школьники при выполнении заданий ВПР тоже часто допускают ошибки, неверно понимая прочитанное. В чем же кроется корень этой проблемы? Ученик должен читать осознанно и, прежде всего, понимать, что лежит в сути задания.

    Исходя из всего вышесказанного, я определила цель своей работы: создание среды для формирования и развития успешного и осознанного чтения учащимися младшей школы.

    Задачи:

    -составить методический банк приемов для работы с учащимися 1 - 4 классов, направленных на формирование осознанного чтения;

    -дифференцировать данные задания по уровню сложности и восприятия учащимися;

    -активизировать деятельность учащихся и родителей (законных представителей) в рамках реализации программы семейного чтения.

    Впервые проблема обучения смысловому чтению возникла в середине XIX века и актуализировалась в форме противоречия между формируемым навыком механического озвучивания текста и пониманием учеником информации, изложенной в тексте. На практическом уровне был поставлен вопрос о наличии двух составляющих полноценного чтения: «механизма чтения» и «понимания смысла читаемого». Таким образом, уже в середине XIX века четко определены два взаимосвязанных вида чтения – техническое и смысловое. Смысловое, или как говорил, основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский в России, – это «сознательное» чтение, которое определяет результаты и качество чтения. Актуальность проблемы осознанного чтения подчеркивается и в работах таких ученых, как М.П. Воюшина, О.В. Соболева, Т.Г. Рамзаева, Т.Г. Егоров, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, Л.Н. Рожина, О.И. Никифорова, Н.Д. Молдавская.

    В современной методике обучения литературному чтению навык чтения понимается как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

    По мнению отечественного методиста Н.Н. Светловской, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к национальным культурным традициям, погружения в мир литературы, развития личности ребенка, залогом успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежным средством ориентации в большом потоке информации

    Начиная с «Подготовишки», (это ребята, посещающие школу до поступления в 1 класс) и на протяжении всего периода обучения в начальной школе я использую различные приемы формирования осознанного чтения, некоторые из них я апробировала и усовершенствовала, некоторые оставила в заимствованном виде. Их я использую непосредственно на уроках и во внеурочной деятельности.

    Название приема

    Вид деятельности

    Участники

    «Театр»

    Дети получают карточки или картинки с загадками без слов. Первая – рассматривает картинки и с помощью жестов и мимики загадывает второй группе загадки. Затем дети меняются ролями

    Учащиеся 1 - 4 классов,

    дошкольники

    «Почта»

     

    «Почтальон» приносит задание, а «шифровальщики» зашифровывают задуманные слова, чтобы «телеграфисты» не только разгадали слова, но и выбрали из каждой группы лишнее слово. Затем дается лексическое определение каждому слову с использованием словарей, далее составляются словосочетания, предложения, а в дальнейшем текст, заголовком которого и являлось первоначальное слово из письма. Этот прием я использую как на литературном чтении, так и на русском языке и окружающем мире. Отличие заключается в стиле получаемых текстов (художественный, научный, официально - деловой, разговорный)

    Учащиеся начальной школы и среднего звена

    «Титаник»

    В лодку может сесть только кто - то один (герой рассказа, сказки, название растения или животное и т.д.). Дети объединяются в группы по четыре человека.

    Одна группа – «Спасатели».

    Члены этой группы тайным голосованием должны определить, кого они хотели бы спасти.

    Учитель раздает всем группам листы бумаги, на которых написано, кого должны защищать, отстаивать, подбирая такие аргументы и факты, чтобы именно их героя спасли. Если голоса у членов группы «спасателей» расходятся, тогда те группы, которым отдано предпочтение в процессе голосовании, продолжают отстаивать своих героев. «Спасатели» проводят повторное тайное голосование, пока не останется кто-то один

    Все возрастные категории учащихся

    «Ключ»

    После прочтения условия задачи, задания, правила учитель произносит слово «Ключ», и ученики должны назвать ключевое слово из прочитанного текста.

    Чаще всего это прием используется на уроках математики, при прочтении правил, т.е. при работе с маленьким текстом

    Учащиеся 1 - 5 классов

    «Выборы»

    Учащиеся выбирают Короля Сказочной страны из героев произведений, (Золушка, Баба-Яга, Иван-Царевич, Кощей,) защищают его интересы и отстаивают своего кандидата перед одноклассниками, вспоминая его поступки в произведении, характер и т.д.

    Учащиеся 1 - 4 классов,

    дошкольники

    «Лавка желаний»

    Всем участникам раздаются карточки, на которых они записывают положительные и отрицательные черты характера литературного героя. С ними посещают импровизированную лавку и избавляются или приобретают другие качества. Подводятся итоги, где каждый зачитывает те качества, которые приобрёл для своего героя в лавке. Подводится итог о том, каков был обмен. В результате дети придумывают альтернативный финал произведения, в котором герои исправляется

    Все возрастные категории учащихся

    «Кресло автора»

     

    Подводя итог о прочитанном тексте, прошу детей написать за 3 мин то, что возникает в мыслях о прочитанном произведении. Затем нескольких желающих - прочитать написанное для всего класса из «Кресла автора», которое выставляется посредине класса.

    При изложении мыслей на бумаге не оцениваю грамматические ошибки. Внимание детей сосредоточиваю на свободном потоке мыслей

    Все возрастные категории учащихся

    «Шерлок Холмс»

    Учащиеся восстанавливают текст, в котором пропущены какие - то фразы, описание и пр.

    Все возрастные категории учащихся

    «Найди ошибку»

    В тексте учителем намеренно допущены ошибки, которые необходимо устранить и обосновать свой выбор цитатой из произведения

    Все возрастные категории учащихся

    «Пирамидная история»

    Составление рассказа (устного или письменного) на основе сюжетного плана

    Учащиеся 1 - 8 классов

    «Почти автор»

    На основе цитатного плана учащиеся должны восстановить сюжет прочитанного произведения

    Учащиеся 1 - 8 классов

    «Ассоциативное сравнение»

    На основе прочитанного произведения ученикам предлагается найти похожие образы в прочитанных произведениях и сравнить характеристики

    Все возрастные категории учащихся

    Все эти приемы я успешно использую, начиная с 1 класса, с каждым годом усложняя задания, включая большую группу вопросов, средств художественной выразительности, расширяя круг авторов на занятиях семейного чтения.

    Для отслеживания результативности применения приемов осознанного чтения я провожу наблюдения за деятельностью по осуществлению литературоведческого анализа текста учащихся, заполняю протокол по истечению каждой учебной четверти, затем анализирую его и корректирую индивидуальную и коллективную работу с учащимися. Приведу пример протоколов 1 и 2 четверти 3 класса.

     

    п/п

     

     

    Ф.И.О. ученика

    Критерии оценивания

    Смыслового анализа осознанного чтения

    Деятельностного анализа осознанного чтения

    понимание замысла автора

    осознание художественных средств, помогающих реализовать замысел текста

    осмысление собственного отношения к прочитанному

    задает вопросы, отражающие художественную форму произведения

    задает вопросы, отражающие событийную сторону произведения

    задает вопросы на выявление авторской позиции, идеи произведения

    задает вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, оценку героев

    владеет смысловым чтением текста

     

     

    +/-

    +/-

    +/-

    +/-

    +/-

    +/-

    +/-

    +/-

    Результатом применения данных приемов так же стало то, что мои учащиеся стремятся активнее принимать участие в работе групп, а для этого им необходимо читать, и не просто читать, а читать осознанно. Ребята более увлеченно работают с текстами на уроках русского языка и окружающего мира, стараясь сразу находить главную мысль, суть содержания. У 3 учащихся улучшилась не только устная речь, но и связанная письменная речь, это отражается в написании ими изложений и сочинений. У моих выпускников, сейчас уже учащихся 7 класса, на протяжении всего обучения в среднем звене сохраняется высокий уровень качества знания.

    Я стараюсь делиться и распространять свой опыт на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, размещаю апробированный материал на персональном сайте в сети Интернет, на заседаниях муниципального уровня, принимаю участие в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Мой мультимедийный урок», на международном уровне, выступив с мастер - классом на III Международной педагогической конференции «Образование без границ».

     

    Список литературы:

    1.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой. – М.: Просвещение 2007, - 263 с.

    2.Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма
    в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm

    3. Беленькая Л. И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет / Л. И. Беленькая. – М.: Просвещение, 2009. – 167 с.

    4.Васильева М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская, – М.: Педагогика, 2004. – 215 с.

    5.Граблева В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений / В. Н. Граблева // Начальная школа.– 2000. - № 11.- С.19-25.

    6.Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе. Газета «Начальная школа» курс лекций №17, 24/2005 год.

    7.Малахова Е. П. О восприятии книги детьми младшего возраста / Е. П. Малахова. – М.: Детгиз, 2005. – 232 с.

    8.Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников / З. И. Романовская. - М.: - Педагогика, - 2002.- 234с. Сальникова С.А. Ключевые компетенции в современном образовании / С.А.Сальникова //Начальная школа плюс до и после, №12. –М., 2011.

    9.Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.

    10. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. // Начальная школа. 2004. - №8 - с.22-26.

    Категория: Семинар | Добавил: rrr0901
    Просмотров: 635 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]