Пояснительная записка
«Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, психическом, физическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей». Семейный кодекс РФ
Взаимодействие детского сада с семьёй – одно из основных актуальных направлений работы нашего детского сада. Социальное партнёрство детского сада и семьи – ключевая проблема, стоящая перед сегодняшним дошкольным учреждением.
Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается, что семья даёт ребёнку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт - интимно - личностную связь и изначальное единство с родными. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни — основная обязанность родителей. В повседневном общении с родителями маленький ребёнок учится познавать мир, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. В семье он приобретает первый социальный опыт.
Малыш более податлив воспитательным воздействиям, если растёт в атмосфере любви, взаимопонимания, доверия. В спокойной, комфортной обстановке ему свойственно чувство защищённости, эмоциональной уравновешенности. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте».
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья.
Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей.
Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру.
С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
В связи с такими противоречиями, перед педагогами встал вопрос о разработке программы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников.
Выявленное противоречие обусловило наличие проблемы: недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.
Для решения данной проблемы необходимо создать все возможные условия взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.
Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей. |